Традиционные институты ингушского общества и их трансформация в современных условиях

На площадке, любезно предоставленной КПЦ «Эздел», 10 февраля прошло очередное заседание Экспертного клуба «КавказPro». На обсуждение аудитории была предложена тема «Традиционные институты ингушского общества и их трансформация в современных условиях».

В качестве докладчика выступал член коллегии клуба Ибрагим Марзиев.

Модерировал встречу его коллега Магомед Оздоев.

Докладчик предложил поэтапное обсуждение, разделив тему на три блока, перед каждым из которых он делал небольшое вступительное слово, обозначая тезисы для дальнейшей дискуссии. Регламент встречи предполагал обсуждение каждого тезиса слушателями. Несмотря на то, что некоторые участники встречи превышали отведённый им лимит времени, в целом обсуждение носило позитивный характер, и докладчику удалось озвучить все приготовленные им тезисы.

После краткого вступительного слова, в котором была приведена дефиниция термина «институт» в социальном его значении, к обсуждению были предложены четыре института, характерные для ингушского общества. В первом блоке обсуждение начали с тейпов и Мехк-Кхел. Сделав краткий обзор, в котором излагалось наиболее распространённое понимание двух институтов, докладчик обозначил причины, которые, по его мнению, вызвали наблюдаемые сегодня трансформации. В обоснование своей позиции он привёл как пример изменения, произошедшие с институтом семьи, а точнее с формой семьи. Также было высказано мнение, что данные процессы будут развиваться и в будущем, а попытки законсервировать ситуацию контрпродуктивны.

Своё несогласие с подобной трактовкой высказал профессор, д.п.н. Муса Гулиев, обосновывая необходимость и полезность данных институтов с позиций культурологии. С аргументированным обоснованием тезиса экономической детерминированности процесса распада тейповой системы выступил к.э.н. Ахмед Парагульгов.

Содержательное выступление Илеза Матиева с примерами из современности было с интересом выслушано всеми присутствующими. Аргумент о том, что сам факт существования благотворительных фондов свидетельствует об ослаблении института тейпов, утрате им некоторых своих функций, с молчаливого согласия зала завершил обсуждение первого блока заседания.

Во второй части заседания обсуждался полиюридизм в ингушском обществе. Докладчик обрисовал, как в разные периоды складывался баланс в треугольнике правовых систем адат-шариат-«светское право». Были предложены к обсуждению данные о правовых предпочтениях населения, предоставленные молодым учёным из Санкт-Петербурга Егором Лазаревым. Результаты опроса, оформленные в виде диаграмм, вызвали неподдельный интерес аудитории. Обсуждение подтвердило вывод исследователя, что в ингушском обществе наличествуют серьёзные поколенческие различия в предпочтениях правовых систем. Другой вывод Лазарева о большей склонности представителей крупных тейпов к традиционному праву (адату) хоть и не встретил явно выраженной поддержки со стороны обозначенной группы, но нашёл косвенное подтверждение в выступлении Зураба Мальсагова, где он обосновывал жизнеспособность тейпов на современном этапе.

Зарифа Саутиева обосновала правовые предпочтения женщин на примере разбирательств бракоразводных процессов и вопросов наследования. В таких делах шариат и светское право носят формально-декларативный характер, а разбирательство имущественных споров, вопроса с кем останутся дети после развода и других проводится с использованием обычного права.

Ибрагим Доскиев выдвинул тезис, что на современном этапе развития ингушского общества рассматривать адат в качестве самостоятельной правовой системы не стоит, т. к. он в значительной степени утратил свои регулятивные функции и институты; обычаи и традиции, которые не противоречат  Корану и Сунне признаются Шариатом и являются частью этой системы. Следовательно, по его мнению, надо вести речь о двух используемых ингушским обществом правовых системах (Шариат и светское законодательство) и думать над тем, чтобы найти баланс между ними.В третьем блоке заседания рассматривались вопросы, связанные с изменениями в религиозных воззрениях ингушей. Собравшимся был предложен довольно спорный тезис о вирдовых братствах, как прообразах политических партий. Вопреки ожиданиям, каких-то бурных дискуссий с высказыванием полярных точек зрения, такая концепция не вызвала.

Заместитель главного редактора газеты «Сердало» Якуб Султыгов предложил несколько иной взгляд на затронутые проблемы. Начавшееся в XIX веке социальное расслоение ингушского социума вызывало серьёзные опасения у думающих людей того времени относительно будущего ингушей. Не вызовет ли такое классовое разделение раскол сначала внутри тейпов, а затем и в народе? Однако тейпы дожили до наших дней, хоть и не в лучшей форме, а ингуши всё ещё значатся как народ. Сегодня мы уже можем наблюдать непривычную картину, когда поколение 50-ти, 60-ти летних более эмансипировано, чем молодёжь. И последние берут на себя функцию сохранения, а в отдельных случаях возрождения и передачи традиций следующим поколениям.

С заключительным словом выступил модератор встречи Оздоев Магомед. Поблагодарив присутствующих, он высказал своё видение, которое он выразил в дилемме «мы должны меняться, чтобы сохраниться».

Групповое фото на памятьМы надеемся, что темы, затронутые в процессе обсуждения, не оставят равнодушными наших исследователей, а обозначенные проблемы найдут своё решение в новых монографиях и диссертациях.

Ибрагим Марзиев
Экспертный клуб «КавказPro»

13 февраля 2017 г.

P.S. Текст доклада и слайды:скачать

Фотоотчет:

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *