Экспертный клуб «КавказПро» на площадке Культурно-просветительского центра «Эздел» 27 января провел очередное заседание на тему «Ингушская интеллигенция и ее роль в жизни общества».

Модерировал встречу член Коллегии Экспертного клуба, председатель правления Благотворительного фонда «Тешам» Хасан Нальгиев.

В качестве основных докладчиков выступили Долгиева Марем Билановна и Арапханова Лейла Якубовна.

Вначале встречи участники постарались дать четкое определение термину «интеллигенция», вокруг которого должна была проходить дальнейшая дискуссия.

Согласно представлению участников встречи, интеллигенция — это сообщество ответственных и пользующихся доверием большинства народа личностей, достаточно подготовленных интеллектуально и нравственно к пробуждению общественной совести, способных выступать экспертами по достижению социальной справедливости в отношениях общества и государства, способных воздействовать на политическую власть, делая ее нравственной, при этом не стремящихся к получению этой самой власти.

Также детально рассматривалось понимание обществом значения интеллигенции в разные исторические периоды, в зависимости от социально-политического устройства и уровня развития общественных отношений, роль и степень влияния этой социальной группы на судьбы народов России.

С первым докладом «Интеллектуальная элита Ингушетии и ее представители» выступила кандидат исторических наук, профессор кафедры истории Долгиева Марем Белановна. Общественную мысль и просвещение ингушей она разделила на два условных этапа.

Первый — культурно-просветительский 1870-1890 годов. Ярким представителем этого этапа был российский учёный, первый ингушский этнограф, краевед и юрист Чах Эльмурзиевич Ахриев (10 мая 1850 — 29 апреля 1914). Второй — либерально-демократический 1890-1920 годов, представителем которого являлся ингушский просветитель, социальный мыслитель, крупный политический и общественный деятель, экономист-аграрник, социолог, публицист Вассан-Гирей Ижиевич Джабагиев. Также были упомянуты имена и других представителей того периода: просветителя Адиль-Гирея Долгиева, народовольца Саадулы Ахриева, литератора Асланбека Базоркина.

Во втором докладе кандидат политических наук Арапханова Лейла Якубовна построила свое выступление на документах военно-исторического архива, доступ к которым открыли совсем недавно. Ею подробно был рассмотрен вопрос формирования и генерации военно-политической элиты ингушей со стороны царской России. Затронуты существовавшие в то время общественные институты, регулировавшие жизнь и быт ингушей в дореволюционный период, такие как Мехк-Кхел.

После выступления основных докладчиков у гостей была возможность задать интересующие их вопросы и выразить свою позицию. В ходе обсуждений высказывались полярные мнения, от полного отрицания необходимости интеллигенции до наделения их элементами мессианства. Отдельными участниками были даны неоднозначные характеристики интеллигенции, как носителей элементов чуждой культуры, пропагандировавших ценности метрополии у себя в народе.

Обсуждение темы оживилось после эмоционального выступления политолога и поэта, главного редактора газеты «Сердало» Якуба Султановича Патиева, который поднял острую проблему невостребованности интеллигенции, отсутствия должного внимания к ней.

Талифа Аушева, частый гость «Экспертного Клуба», оппонируя ему, заметила, что общество и государство ничего не должно интеллигенции. Это задача самих интеллигентов своими мыслями, идеями быть востребованными и нужными обществу.

Данная дискуссия оголила существующие проблемы интеллигенции, связанные в первую очередь с ее оторванностью от реальной жизни, проблем и вызовов, с которыми сталкивается общество. Нежеланием ее представителей выходить за пределы академических кругов в народ. Ложности и бесперспективности попыток построения некой касты обладателей дипломов и научных степеней. Ведь истинным призванием интеллигенции, как наиболее передового общественного слоя, должен быть поиск ответов на современные вызовы, способность указывать на злободневные социальные проблемы, предлагая эффективные способы их решения, нахождение путей развития общества и их места в семье народов в условиях сложной меняющейся мировой реальности.

Отношение к представителям интеллигенции является своего рода показателем состояния общественных процессов. В тех обществах, где гладиаторы и певцы ценятся выше ученых, учителей, врачей, можно констатировать наличие серьезных проблем. Эти симптомы болезни, к сожалению, можно наблюдать и у нашего общества. Что ставит вопрос о необходимости продолжить этот диалог, с целью нахождения пути выхода из сложившегося тупика.

Мы надеемся, что этот вызов современной ингушской интеллигенции будет успешно разрешен, и наш народ сможет построить по-настоящему сильное, развитое общество, где представители интеллигенции будут играть достойную роль.

Хасан Нальгиев

Экспертный клуб «КавказPro»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *